Местность Псырцха, название которой в переводе с абхазского обозначает «пихтовый родник», привлекает не только своей красотой, но и известными христианскими святынями. В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот-келья святого великомученика Симона Кананита.
В середине I в.н.э. апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, пройдя вместе с сопровождавшими их учениками малоазийские города, Трапезунт и Неокесарию, страну лазов, вступили в Апсилию. Какое-то время они вели христианскую проповедь в Себастополисе. Андрей Первозванный отправился далее на север, а Симон Кананит обосновался в каменной пещере недалеко от р. Псырдзха. Слухи о проповеднической деятельности ап. Симона Кананита в Анакопии дошли до римских префектов. Возобновились гонения на святого апостола, впоследствии его постигла мученическая смерть. Обращенные в христианство местные жители, их могло быть немного, видимо, погребли тело ап. Симона Кананита и передали своим потомкам память о месте его погребения. На этом месте позднее, после утверждения христианства в Абхазии, был возведен храм, который некоторое время был центром Анакопийской и Себастопольской епархий.
Благодаря реконструкции, проведенной заповедником в период с 2002 −2004 г.г. в ущелье реки Псырдзха, можно беспрепятственно посетить грот святого апостола. Путь к пещере апостола начинается у древнего храма X в. Историческая тропа, вымощенная диким камнем, идет вдоль берега реки мимо наскального следа святого, лобного места, где по преданию он был умерщвлен, далее змейкой тянется под гору. По пути можно встретить источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов; небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна — «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек. Преодолев десятки каменных ступеней, вы попадаете в келью апостола.
Келья (грот) Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. По словам паломника Муравьева А.Н (изд. 1848) «Невдалеке от храма св. Симона Кананита открыта „богозданная“ (самородная) пещера, которая, по древнему преданию абхазцев, именуется пещерою Симона Кананита. Пещера эта находится в отвесной каменной скале и имеет форму подобную церкви; она внутри гладкая, будто бы вся выкладена из больших каменных раковин. На стене высечен четырехконечный крест, что свидетельствует о глубокой ее древности. Пещера эта в октябре месяце 1884 года освящена водосвятием и в ней поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен».
Проехав дальше города Сухуми, мы посетили возрождающийся Успенский собор в селе Дранда...
Успенский собор в селе Дранда
Вот как он выглядел ранее...
И вот как выглядит сейчас...
Успенский собор в селе Дранда или Драндский собор - храм ориентировочно VI века в абхазском селе Дранда. Самый древний купольный храм Абхазии, и второй из уцелевших каменый храм после базилики в Цандрипше. Самый странный из всех храмов Абхазии,совершенно не похожий как на прочие абхазские храмы, так и на грузинские. Есть версия, что его строили византийцы. Облик храма сильно искажён ремонтами XIX века, но в целом сохранил первоначальную композицию.
И еще одна особенность - у Драндского собора нет истории. Мы знаем, что с конца Х века он был кафедральным собором Драндской епархии, которую абхазские цари учредили вместо предыдущей Севастопольской. Несмотря на такой высокий статус, о храме не осталось никаких исторических записей. Грузинский историк XVIII века упомянул о нём буквально двумя словами: "В Дранда стоит купольная, прекрасная и величественная церковь". В памяти абхазов история храма стерлась после дехристианизации, так что к XIX веку храм был обнаружен в заброшенном состоянии и уже никто не помнил, в честь какого святого он был освящён. Абхазская епархия отремонтировала храм и освятила его в честь Успения Богоматери, но в 1878 году абхазы поддержали турков в войне с Россией и разгромили храм. Пришлось освящать его по новой. Повторный ремонт провели уже новоафонские монахи в 1883 году.
Ремонт 1883 года принес больше вреда, чем пользы. Никто в то время не думал о сохранении исторической идентичности, поэтому в соборе смело перекладывали своды, разбирали некоторые стены, а потом соорудили на соборе луковичный купол. В 1978 году этот дизайн был уничтожен реставраторами как антихудожественный. Те же советские реставраторы заштукатурили стены, оставив местами фрагменты изначальной кладки. Но в итоге собор утратил свой кавказский стиль и стал похож на что-то российское белокаменное.
Еще в XIX веке вокруг храма был построен большой монастырский комплекс, который мы видим по сей день. Часть комплекса присвоила себе Драндская тюрьма, которую теперь прекрасно видно от собора. Остальные монастырские постройки заброшены и постепенно разваливаются.
Однако, храму уделили кое-какое внимание. Его жуткие, почеренвшие от времени стены недавно отремонтировали, и сейчас он чистенький белый. В храм регулярно водят экскурсии и рядом даже построен приличного вида ресторан.
Драндский собор сейчас один из тех немногих, куда можно войти бесплатно. Наверное, администрация с удовольствием бы объевила весь монастырский комплекс музеем и памятником культуры, но уж слишком он не похож на музей. Так что вход свободный. В нартексе видим весьма большой по абхазским понятиям магазин - тут и книги, и сувениры. Из нартекса в собор ведут три двери. Боковые - оригинальные, а центральная - новодел.
Внутри у собора аскетичные кирпичные стены, местами с вкраплениями гальки. Купол громаден. Этот купол сам по себе достопримечательность. Это не только единственный на всю страну купол с окнами. Там внутри вмурованы керамические амфоры, что б его общая масса была поменьше. Что действительно невероятно - так это то, что такой громадный кирпичный свод простоял 1500 лет и не рухнул. По всем понятиям, он должен был рухнуть. Просто в силу несовершенства циркулярного свода как такового. Видимо, византийские мастера знали какие-то секретные технологии.
Иконостаса в соборе нет, есть небольшая деревянная алтарная перегородка в грузинском стиле.
После мы повернули в обратный путь и по дороге через город Сухуми, посетили Благовещенский собор...
Благовещенский собор, Сухум
К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазский, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, т. е. русско-греческих и русско-мингрельских.
В 20-40-е годы на всей территории Абхазии функционировало всего шесть храмов, среди которых была и греческая церковь Святого Николая. При епископе Антонии церковь передается Сухумо-Абхазской епархии. В середине 40-х годов храм становится кафедральным собором.
В настоящее время он является главным собором Сухумо-Абхазской епархии. В этом храме рукополагались все клирики Абхазии, и он являлся местопребыванием абхазских митрополитов.
В храме есть придел Николая Чудотворца, до наших дней сохранилась икона Пантелеймона Целителя с его мощами. Здесь же находилась гробница Иоанна Златоуста, а в 1990 году она была перенесена в место его кончины село Каманы, в одноименный храм. Гробница является святыней христианского мира. В храме выставлены иконы с изображениями православных святых — Николая Чудотворца, Симона Кананита, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, святого Василиска а также копия Иверской Божьей Матери. В настоящее время при кафедре открыта церковно-приходская школа. С 1993 года по сей день настоятелем собора является глава Епархиального совета Сухумо — Абхазской Епархии Священноиерей Виссарион (Аплиаа).
Мощи святого Серафима Романцова
В сентябре 2009 года из Абхазии были вывезены мощи святого Серафима Романцева, бывшего игумена Глинской пустыни на Украине. Церемония передачи мощей состоялась в Сухумском кафедральном соборе.
Русская православная церковь на Украине канонизировала Серафима. Теперь его мощи будут покоиться в Глинской пустыни. Часть мощей Серафима Глинского и Абхазского, как его теперь называют, оставлена в молодой республике.
Основной костяк братии вместе с игуменом переселился в Абхазию в середине XX века после того как Глинская пустынь была закрыта советскими властями. После этого многие представители братии монашествовали в верхней части Кодорского ущелья, а прах Серафима Романцева покоился на Михайловском кладбище в окрестностях Сухума.
Далее вы можете посмотреть все наши фотографии сделанные во время нашего паломничества в Абхазию.