Кто из нас не согрешил пред Богом? Все мы преступники перед Создателем нашим, Ослушники Его святой воли. Припомнив нашу прошлую жизнь, понимаем, что не было дня, когда бы душа наша была чиста и свободна от греха. С взрослением телесным, наша вера не возрастает, а наоборот слабеет. Пред ближними мы обидчики, притеснители и своим дурным поведением подвергаем и их греху. Рабы Господа мы совершенно забыли Его волю. Он даровал нам сердце, чтобы любить Его. А мы делаем противное Ему.
Одолели нас гордость, почести, слава. Грех стал болезнью нашей души. Мы так любим грех, что боимся оставить его. У нас пропала ревность к чистоте сердца, к очищению от пороков. Грехи сделались привычкой. Если вникнем в учение Слова Божия, изображающего вред, гнусность пороков и их последствия, то ужаснёмся как бесчисленны и тяжки наши беззакония, и как беспредельна милость к нам Творца. Грехи наши разлучают нас с Богом, изглаждают нас из книги жизни.
Велики наши согрешения, но более долготерпение Божие. Мы постоянно оскорбляем Его своими беззакониями, а Он долго терпит, ожидая нашего обращения. Для грешников есть выход из пагубной жизни, есть путь новый, ведущий к вечному блаженству. Только от нас зависит идти ли по этому пути- пути покаяния. Не нужно откладывать покаяния на другой день, так грехи только прибавляются.
Сам Господь говорит нам «покайтеся». Покаяние — как бы второе крещение. Как бы тяжко мы не согрешили, всегда можем прибегать к этому целебному источнику благ. Сила покаяние так велика, что никакой грех не превышает его могущества. Прекрасное учение об этом есть у Ефрема Сирина: « Покаяние – многообильный плод, возлюбленные, потому что всякими способами приносит Богу доблестные дела. Это – многоплодное поле, потому что возделывается во всякое время. Это – древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами.
К нему прививается всякое небесное учреждение, потому что оно сопричастно Божеству. Бог увеселяется им, как силою Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех воссозидает оно к Божией славе. Покаяние – неущербающий Божий мешец, потому что человеческие души сберегает от погибели. Это – обильный прибыток у Бога, потому что приводит к Нему человеков и толпами собирает грешников.
Уразумей, что говорит Евангелие: покаяние называет оно куплею Божиею; производившие добрую куплю им удвоили свое достояние. Добрые делатели им удобрили Божию ниву, через него обогатили Церковь плодами, им наполнили Божии житницы. Через него земля стала небом, потому что наполнилась святыми – этими земными ангелами. Восхваляются добрые служители, покаянием во много крат умножившие посеянное ».
Враг убеждает согрешить, а покаяние готово принять согрешающего. Один нудит к отчаянию, а другой обещает надежду спасения. Покаяние есть жертвенник Божий. Так как согрешающие, посредством его умилостивляют Бога. Возвести грехи твои Богу и это будет всесожжением. Помолись и это будет вместо тельца. Покаяние берёт грешных и делает из них праведных. Были они мертвы для Бога, а теперь ожили.
Не лёгкий подвиг для нас покаяние, потому что мы так привыкли ко грехам, так любим их, что не вдруг решаемся бросить их. Многие из нас ограничивают своё покаяние тем, что несколько дней ходят в церковь, воздерживаются в пище и с неудовольствием покидают развлечения. Приходят к духовному отцу и без внутреннего расположения исповедуют свои грехи. Покаяние для них является обузой. Потом снова возвращаются к порочному образу жизни. Дерзость и глумление это. Так они усугубляют свою вину перед Богом и ещё более Его оскорбляют.
Предтеча учил не только покаянию, но и исправлению всей жизни. Для истинного покаяния нужно полное познание грехов, сердечное в них раскаяние и исправление жизни. Как только мы почувствуем способность к раскаянию и желание примириться с Богом, нас ждёт уже помощь Его благодати. Она облегчит труды, исцелит недуги.
Как врач, Бог взывает «покажи Мне язву твою, и Я исцелю тебя». Мы должны всегда сознавать свои грехи и виновность перед Создателем. Истинный христианин не должен проводить ни одного дня без испытания своей совести, потому что она есть лучшее средство к нравственному совершенству.
Без самоиспытания человек не может привыкнуть к добру, ибо он не сознаёт что делает. О необходимости испытания совести писали все Отцы и учители церкви. Ефрем Сирин пишет: «Каждый вечер входи в сердце твоё и размышляй, спрашивай самого себя: не оскорблял ли я чем Бога, не говорил ли праздных слов, не оскорблял ли брата своего, ни осуждал ли кого-нибудь...».
Припомним грехи и рассмотрим их внимательно, чтобы познать причины их. И по мере грехов постараемся приносить покаяние. Слёзы покаяния омывают и очищают нашу душу, возносят мысли к Богу, дают надежду на вечное блаженство, исправляют жизнь.
В Библии мы видим множество примеров истинного покаяния. Например притча о блудном сыне, раскаяние разбойника на кресте. Или история о том, как блудница обильными слезами омывает ноги Спасителя. Слёзы лучше всяких слов свидетельствуют о её покаянии. Единственное от грешников требуется — чтобы отстали они от грехов и сокрушенное сердце имели.