День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени (Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и одно из названий - Пятидесятница) окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый. Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь. Если спуститься с непостижимых по накалу духовной радости, пасхальных высот, Троица – самый близкий православному сердцу праздник.
Конечно же, и Рождество с его неудержимой звездой и со всем этим неповторимым ожиданием чуда, и Крещение, пробивающее тонкий лед Иордани, наполняющее и освящающее весь водный состав, а с ним и весь живой Божий мир, конечно же, и они любимы и дороги.
Ведь каждый великий церковный праздник открывает пред нашим взором ту или иную сторону церковного бытия: суть нашей веры, содержание христианской надежды, реальную силу истинной любви, - то, что составляет глубинное содержание настоящей жизни каждого христианина и всей Церкви изо дня в день. Он – праздник - как бы заостряет наше внимание на той или иной грани жизни в Боге, можно сказать, обновляя это знание.
И вот в Троице присутствует вся полнота и преисполнение, обетование и исполнение всех ожиданий и освящений. Некий Божественный итог Божественного же замысла.
В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив, таким образом, первую литургию.
Да, тогда последователи Иисуса Христа были еще слабы. И, кажется, что среди них не было ни одного человека, на которого можно было бы положиться в бурях гонений. Ведь тогда, при распятии Христа, все ученики убежали и скрывались в тайниках. Когда Иисус лежал во гробе, несколько женщин решились пойти - на третий день после Его смерти - на могилу, чтобы принести последнюю дань любви. И в это время, наполненное страхом и боязнью, случилось великое и единственное: воскресение Иисуса из мертвых. После Христова Воскресения новая сила и новая жизнь наполнила сердца унылых учеников. Господь провел среди них еще сорок дней на земле, собирался с ними, учил их; а затем разлучился с ними. Он ушел на небо к Своему Отцу.
О последующих десяти днях нам говорится, что ученики уже не были так растеряны и подавлены. Они пребывали единодушно в молитве. Они испытали на себе спасительную силу во Христе Иисусе. Они признали в Нем своего Господа. Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь.
Несмотря на то, что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.
И в эти тихие дни молитвы на пятидесятый день от Пасхи «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.
И свершилось чудо. Апостолы, которые скрывались в горнице страха ради иудейского, вышли к народу, на открытую проповедь. Но и это еще не все. Проповедь была настолько убедительной, яркой, что тысячи людей уверовали. Наверное, только чудесным образом можно объяснить, что собравшиеся в Иерусалиме иудеи из многих стран слышали апостолов каждый на своем наречии.
Из уст неученых простых галилеян на разных языках лилась речь о новой жизни в Боге, что привлекло пристальное внимание множества народа. Проникновенная проповедь апостола Петра побудила около трех тысяч человек в тот же день сердцем воспринять веру в Мессию-Христа Иисуса и принять крещение во оставление грехов. Крестившиеся составили первую общину Церкви Христовой, став началом исторического бытия Тела Христова – Церкви в мире.
Люди, искавшие истину в то время, в этот день нашли то, в чем нуждались. Я думаю, что мы сегодня находимся в точно таком же положении. Люди, жившие примерно через тридцать лет после рождения Христа, нуждались - в принципе - в том же, в чем нуждаются верующие нашего времени.
Это и есть главное чудо – что разрозненные люди, ученики Христа, после Сошествия на них Духа святого оказались единым телом духовным – то есть между ними возникла незримая прочная духовная связь, так и родилась Святая Церковь.
Неудивительно, что именно день Сошествия Святого Духа на апостолов часто именуют днем рождения Христовой Церкви.
И теперь, когда земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.
«…И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:15-18).
Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме…
Если последователи Господа того времени нуждались во Святом Духе, то может и нам в наше время не хватает именно Его? Мы нуждаемся в Святом Духе, чтобы быть успешнее в труде для Господа, независимо от того, в каком тысячелетии мы живем. Вся Библия рассказывает нам о стремлении людей к совершенству и прогрессу. Но часто Богу приходилось вставать перед ними, потому что они хотели это делать без Него. От начала строительства Вавилонской башни до дня Пятидесятницы царила одна долгая ночь непонимания, темноты и противостояния Богу. Ясность, единство и взаимопонимание появились только тогда, когда был излит Святой Дух «на всякую плоть». Да, в день Пятидесятницы в храме было собрано много людей, которые говорили на различных языках, и все же евангелист Лука может писать об этом: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились». Долго мечтали люди о настоящем взаимопонимании, чтобы сотрудничать в деле Божьем, но это стало возможным только через исполнение Святым Духом в день Пятидесятницы.
В то время люди имели много страхов, сомнений и опасностей. Как наше время похоже на то время! Если мы читаем газеты или слушаем новости со всего света, то узнаем о войнах, смерти, одиночестве и беспокойствах. Эти страхи могут лишить нас сил. Но как для людей первого столетия, так и для нас Святой Дух может стать силой, которой мы можем все победить. Только от Святого Духа исходит любовь, сила и самоконтроль. И твои чаяния, дорогая душа, может исполнить Святой Дух в эти дни, как Он исполнил сердца первых христиан две тысячи лет тому назад.
Дорогой друг, была ли и твоя жизнь до сих пор одним только «вверх-вниз» опытом? Может быть, твое сердце исполнено страхами и разочарованиями? Позволь сказать тебе: Святой Дух придет и в твою жизнь, если ты поймешь нужду в Нем. Если ты всем сердцем стремишься получить Дух Святой и живешь в свете Божьем, то ты обретешь полноту жизни. Но Святой Дух не сможет вести тебя по жизни, если ты не обещаешь жить в полном послушании Богу. Неужели ты не хочешь стать счастливым дитем Божьим? Не желаешь ли ты с успехом свидетельствовать о Боге и Его Церкви? Не жаждешь ли ты иметь совершенную духовную жизнь? Не нуждаешься ли ты в силе Духа Святого? Открой Ему твое сердце со всей серьезностью, тогда Он наполнит тебя Собой еще сегодня.
В день Святой Троицы происходит торжественное богослужение, священники облачаются в одежды зеленого цвета – цвета жизни и возрождения, храм убирают зеленью. И в этот день впервые будут призывать Духа святого, молитва Которому произносится на коленях. Эти три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших.
После Троицы начнется особый период – каждый день теперь будет праздноваться день какого-то новозаветного святого, что свидетельствует о том, что только после сошествия Святого Духа на земле стали появляться святые.
Предстоящие три дня – Троицкая родительская суббота, праздник святой Троицы и Святого Духа (в понедельник после Пятидесятницы – для Русской Православной Церкви являются днями усиленной молитвы о живых и о усопших, о помиловании и спасении всех нас. Поэтому так важно в эти дни быть в храмах Божьих, вместе с детьми, всеми семьями, чтобы были едины в молитве и уповании нашем в стяжании истинного богатства, благодати Святого Духа, дарованного сперва Апостолам, а затем и всем нам, православным.
По слову св. Иоанна Златоуста Святый Дух приходит к нам во время молитвы. А это средство всегда с нами, но особенно важно прибегнуть к нему в предстоящие праздничные дни.
И исполнились слова пророка Иоиля. И пронесли сыны и дочери, рабы и рабыни благую евангельскую весть на слабых своих плечах по всей вселенной, потому что за плечами этими были невидимые миру крылья, и пламень их сердец, исполненных веры, не могли захлестнуть ни волны злобы человеческой, ни ветер лукавого времени. Потому что огненные языки Святого Духа, горящие в этих сердцах, мог загасить лишь Тот, Кто дал их. Именно с этого (не текущего, но незыблемо стоящего) момента был побежден страх унижения и смерти, мучения и поругания. Потому что отныне перед их глазами, сквозь призму Креста, сквозь уже отверзтое пред духовными, а порой и физическими, очами Небо, была видна Пресвятая, Единосущная и Нераздельная Троица, - Господь, даровавший нам землю, а теперь открывший и вожделенное, бесконечное Небо, Сын, во плоти прошедший весь путь человеческий, примером Собственной земной жизни открыв двери жизни вечной и Дух Святой, животворящий и восполняющий в нас, грешных, незримую Божественную Благодать.