Жизнь храма

Библиотека

Поможем вместе

Православные фильмы

Крещение Господне
Крещение Господне

Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа.

Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами
Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами

Cтарец Паисий, греческий монах, ныне святой, скончавшийся в конце ХХ века на Афоне. Другой монах - Христодул Агиорит - записал рассказы о нём. А мы написали сценарий православной комедии, в которой злу противостоят два монаха - старый и молодой.

Орда
Орда

Орда. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают "московского колдуна" митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.

Наша паломническая поездка в Абхазию

Идет набор в группу паломников в Абхазию

Абхазия - это земля, избранная Богом за её красоту, а народ Абхазии - её доверенный хранитель. Это одна из стран самого раннего распространения христианства. Здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Высоко в горах находится пещерка - место третьего обретения главы Иоанна Предтече. Но давайте начнем с самого начала...

Идет набор в группу паломников в Абхазию

Когда неугодного византийским властям архиепископа Константинополя Иоанна Златоуста приговорили к изгнанию, местом его ссылки были выбраны самые задворки византийской империи — туда, как в недавние времена на Колыму, отправляли византийских ссыльных. Сегодня эти «задворки» пользуются огромной популярностью у любителей путешествий, паломников и отдыхающих. Пицунда и Сухум — самые известные города Абхазии, существующие более двух тысяч лет.


Иоанн Златоуст не дошел до Питиунта (Пицунды): изможденный непосильным переходом под палящим солнцем, он умер и был похоронен в местечке Команы в 407 году. За сто лет до него здесь же казнили другого святого — мученика Василиска Команского.

Идет набор в группу паломников в Абхазию
Сегодня местечко Команы не забыто, не потерялось в глубине веков. Источник, бьющий на месте мучений св. Василиска, считается целебным. Паломничества сюда не прекращались даже в советское время. Исцеления происходят и сейчас: один человек в Абхазии рассказывал, как у него на глазах его родственник, от которого врачи уже отказались, заполз в источник с костылями, а вышел на своих ногах. Он все никак не решался отпустить костыли и приговаривал:« Ой, что это, я могу сам ходить?


В конце XIX века в Команах был основан Василиско-Златоустовский монастырь. Здесь в монастырском храме хранится святыня — саркофаг, в котором был похоронен великий Златоуст (сейчас его мощи пребывают в соборе святого Георгия в Стамбуле).


Также в Команах в эпоху иконоборчества прятали главу Иоанна Предтечи. Когда гонения кончились по приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850-го года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.

Идет набор в группу паломников в Абхазию
После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви. В настоящее время святыня хранится во французском городе Амьен, а в Команах в скале появился нерукотворный лик пророка Иоанна. Как заметили наши паломники лик обновляется и скорее всего проявился на том самом месте, где прятали реликвию от иконоборцев.

Так же мы побывали на Иверской горе...

Иверская (Анакопийская) гора

Иверская (Анакопийская) гора и часовня в Новом Афоне – это одна из достопримечательностей города.

Иверская гора, расположенная на территории Гудаутского района, сравнительно невысока. Ее максимальная высота составляет всего 344 м. На вершине горы сегодня можно увидеть сохранившиеся развалины древнего города Анакопия, а также руины Анакопийской цитадели.

Под Анакопийской горой и в окрестностях города находится множество карстовых пещер, но главной достопримечательностью горы, которая сделала ее достаточно известной, стала уникальная Новоафонская пещера. Для посещений пещера была открыта еще в 1975 г. По живописным склонам Иверской горы ведет каменная дорога, вымощенная монахами. Она берет свое начало у подошвы горы и заканчивается у самой вершины. Иверскую гору украшают удивительной красоты кипарисовые аллеи. Здесь были возведены здания часовен, храм, а немного позже – гостиницы и пары станций канатной дороги. С Иверской горы открывается прекрасная панорама на город Новый Афон и его окрестности.

На горе расположена Часовня Иверской Богоматери, возведенная в 1913 г. новоафонскими монахами. Именно здесь и хранилась чудотворная икона, которую передали из Свято-Пантелеймоновского монастыря в Старом Афоне. Согласно легенде, икона попала в обитель в то время, когда монахи Иверского храма увидели среди моря огненный столп с изображением Божьей Матери, которая, по мнению монахов, стала защитницей крепости и горы.

В конце VI ст. арабы хотели завладеть крепостью, но совсем неожиданно их охватила эпидемия, погубившая не одну тысячу человек. За всю историю укрепления никто не смог его взять. Только время, революции и войны смогли разрушить крепость. Стена за Иверской часовней расписана разными христианскими символами. Ее возвели в XIX ст. из барельефов, найденных при раскопках.

Посетили грот Симона Кананита (Зилота)...

Грот Симона Кананита (Зилота)

Местность Псырцха, название которой в переводе с абхазского обозначает «пихтовый родник», привлекает не только своей красотой, но и известными христианскими святынями. В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот-келья святого великомученика Симона Кананита.

В середине I в.н.э. апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, пройдя вместе с сопровождавшими их учениками малоазийские города, Трапезунт и Неокесарию, страну лазов, вступили в Апсилию. Какое-то время они вели христианскую проповедь в Себастополисе. Андрей Первозванный отправился далее на север, а Симон Кананит обосновался в каменной пещере недалеко от р. Псырдзха. Слухи о проповеднической деятельности ап. Симона Кананита в Анакопии дошли до римских префектов. Возобновились гонения на святого апостола, впоследствии его постигла мученическая смерть. Обращенные в христианство местные жители, их могло быть немного, видимо, погребли тело ап. Симона Кананита и передали своим потомкам память о месте его погребения. На этом месте позднее, после утверждения христианства в Абхазии, был возведен храм, который некоторое время был центром Анакопийской и Себастопольской епархий.

грот Симона Кананита (Зилота)

Благодаря реконструкции, проведенной заповедником в период с 2002 −2004 г.г. в ущелье реки Псырдзха, можно беспрепятственно посетить грот святого апостола. Путь к пещере апостола начинается у древнего храма X в. Историческая тропа, вымощенная диким камнем, идет вдоль берега реки мимо наскального следа святого, лобного места, где по преданию он был умерщвлен, далее змейкой тянется под гору. По пути можно встретить источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов; небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна — «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек. Преодолев десятки каменных ступеней, вы попадаете в келью апостола.

грот Симона Кананита (Зилота)

Келья (грот) Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. По словам паломника Муравьева А.Н (изд. 1848) «Невдалеке от храма св. Симона Кананита открыта „богозданная“ (самородная) пещера, которая, по древнему преданию абхазцев, именуется пещерою Симона Кананита. Пещера эта находится в отвесной каменной скале и имеет форму подобную церкви; она внутри гладкая, будто бы вся выкладена из больших каменных раковин. На стене высечен четырехконечный крест, что свидетельствует о глубокой ее древности. Пещера эта в октябре месяце 1884 года освящена водосвятием и в ней поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен».

Проехав дальше города Сухуми, мы посетили возрождающийся Успенский собор в селе Дранда...

Успенский собор в селе Дранда

Вот как он выглядел ранее...

Успенский собор в селе Дранда

И вот как выглядит сейчас...

Успенский собор в селе Дранда

Успенский собор в селе Дранда или Драндский собор - храм ориентировочно VI века в абхазском селе Дранда. Самый древний купольный храм Абхазии, и второй из уцелевших каменый храм после базилики в Цандрипше. Самый странный из всех храмов Абхазии,совершенно не похожий как на прочие абхазские храмы, так и на грузинские. Есть версия, что его строили византийцы. Облик храма сильно искажён ремонтами XIX века, но в целом сохранил первоначальную композицию.

И еще одна особенность - у Драндского собора нет истории. Мы знаем, что с конца Х века он был кафедральным собором Драндской епархии, которую абхазские цари учредили вместо предыдущей Севастопольской. Несмотря на такой высокий статус, о храме не осталось никаких исторических записей. Грузинский историк XVIII века упомянул о нём буквально двумя словами: "В Дранда стоит купольная, прекрасная и величественная церковь". В памяти абхазов история храма стерлась после дехристианизации, так что к XIX веку храм был обнаружен в заброшенном состоянии и уже никто не помнил, в честь какого святого он был освящён. Абхазская епархия отремонтировала храм и освятила его в честь Успения Богоматери, но в 1878 году абхазы поддержали турков в войне с Россией и разгромили храм. Пришлось освящать его по новой. Повторный ремонт провели уже новоафонские монахи в 1883 году.

Ремонт 1883 года принес больше вреда, чем пользы. Никто в то время не думал о сохранении исторической идентичности, поэтому в соборе смело перекладывали своды, разбирали некоторые стены, а потом соорудили на соборе луковичный купол. В 1978 году этот дизайн был уничтожен реставраторами как антихудожественный. Те же советские реставраторы заштукатурили стены, оставив местами фрагменты изначальной кладки. Но в итоге собор утратил свой кавказский стиль и стал похож на что-то российское белокаменное.

Еще в XIX веке вокруг храма был построен большой монастырский комплекс, который мы видим по сей день. Часть комплекса присвоила себе Драндская тюрьма, которую теперь прекрасно видно от собора. Остальные монастырские постройки заброшены и постепенно разваливаются.

Однако, храму уделили кое-какое внимание. Его жуткие, почеренвшие от времени стены недавно отремонтировали, и сейчас он чистенький белый. В храм регулярно водят экскурсии и рядом даже построен приличного вида ресторан.

Драндский собор сейчас один из тех немногих, куда можно войти бесплатно. Наверное, администрация с удовольствием бы объевила весь монастырский комплекс музеем и памятником культуры, но уж слишком он не похож на музей. Так что вход свободный. В нартексе видим весьма большой по абхазским понятиям магазин - тут и книги, и сувениры. Из нартекса в собор ведут три двери. Боковые - оригинальные, а центральная - новодел.

 Успенский собор в селе Дранда

Внутри у собора аскетичные кирпичные стены, местами с вкраплениями гальки. Купол громаден. Этот купол сам по себе достопримечательность. Это не только единственный на всю страну купол с окнами. Там внутри вмурованы керамические амфоры, что б его общая масса была поменьше. Что действительно невероятно - так это то, что такой громадный кирпичный свод простоял 1500 лет и не рухнул. По всем понятиям, он должен был рухнуть. Просто в силу несовершенства циркулярного свода как такового. Видимо, византийские мастера знали какие-то секретные технологии. 

Иконостаса в соборе нет, есть небольшая деревянная алтарная перегородка в грузинском стиле.

Успенский собор в селе Дранда

После мы повернули в обратный путь и по дороге через город Сухуми, посетили Благовещенский собор...

Благовещенский собор, Сухум

Благовещенский собор, Сухум

К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазский, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, т. е. русско-греческих и русско-мингрельских.

В 20-40-е годы на всей территории Абхазии функционировало всего шесть храмов, среди которых была и греческая церковь Святого Николая. При епископе Антонии церковь передается Сухумо-Абхазской епархии. В середине 40-х годов храм становится кафедральным собором.

В настоящее время он является главным собором Сухумо-Абхазской епархии. В этом храме рукополагались все клирики Абхазии, и он являлся местопребыванием абхазских митрополитов.

В храме есть придел Николая Чудотворца, до наших дней сохранилась икона Пантелеймона Целителя с его мощами. Здесь же находилась гробница Иоанна Златоуста, а в 1990 году она была перенесена в место его кончины село Каманы, в одноименный храм. Гробница является святыней христианского мира. В храме выставлены иконы с изображениями православных святых — Николая Чудотворца, Симона Кананита, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, святого Василиска а также копия Иверской Божьей Матери. В настоящее время при кафедре открыта церковно-приходская школа. С 1993 года по сей день настоятелем собора является глава Епархиального совета Сухумо — Абхазской Епархии Священноиерей Виссарион (Аплиаа).

Мощи святого Серафима Романцова

В сентябре 2009 года из Абхазии были вывезены мощи святого Серафима Романцева, бывшего игумена Глинской пустыни на Украине. Церемония передачи мощей состоялась в Сухумском кафедральном соборе.

Мощи святого Серафима Романцова

Русская православная церковь на Украине канонизировала Серафима. Теперь его мощи будут покоиться в Глинской пустыни. Часть мощей Серафима Глинского и Абхазского, как его теперь называют, оставлена в молодой республике.

Основной костяк братии вместе с игуменом переселился в Абхазию в середине XX века после того как Глинская пустынь была закрыта советскими властями. После этого многие представители братии монашествовали в верхней части Кодорского ущелья, а прах Серафима Романцева покоился на Михайловском кладбище в окрестностях Сухума.

Далее вы можете посмотреть все наши фотографии сделанные во время нашего паломничества в Абхазию.


Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь!