Жизнь храма

Библиотека

Поможем вместе

Православные фильмы

Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами
Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами

Cтарец Паисий, греческий монах, ныне святой, скончавшийся в конце ХХ века на Афоне. Другой монах - Христодул Агиорит - записал рассказы о нём. А мы написали сценарий православной комедии, в которой злу противостоят два монаха - старый и молодой.

Орда
Орда

Орда. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают "московского колдуна" митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.

Пещерные монастыри Крыма
Пещерные монастыри Крыма

Все достопримечательности Крыма не объедешь и за месяц. И среди них — множество православных святынь. Христианство в Крыму было уже в первом веке, здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный...

Наши святыни

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.


Ища спасения своей души, Иосиф поступил в астраханский Свято-Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже — в сане игумена и (с 1630 года) архимандрита. 3 мая 1656 года он был посвящен патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.


Был он достойнейшим архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивый царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в 1663 – 1664 годах в Москву на церковный совет. Привлек он любовью к себе и святейших Патриархов восточных — Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань.

Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли Иосифа с собой в Москву на церковный Собор. Здесь они просили Царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему. Царь охотно согласился на просьбу патриархов. 17 марта 1667 года Иосифа поставили в митрополиты, причем патриархи, в знак своего уважения, подарили ему дорогой архиерейский саккос, вытканный из сученого шелка с золотом, и испросили для святого Патриаршую привелегию — право совершать в Неделю ваий шествие на осляти, что для XVII века было явлением совершенно исключительным.


11 мая 1671 года во время бунта под предводительством Стеньки Разина святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.
После начала бунта святой Иосиф постоянно призывал астраханцев быть верными Царю и Отечеству, но его проповедь была тщетна. 24 июня 1670 года Разин при поддержке астраханских изменников овладел Астраханью. Святой Иосиф, не в силах остановить резню, смог лишь укрыть нескольких мирных людей в своем доме. Святитель знал, что его ждет мученичество: явившийся ему убиенный при взятии Астрахани воевода Прозоровский предсказал это, но все же за те месяцы, пока Астрахань была под властью бунтовщиков, он не переставал обличать их и призывал астраханцев вспомнить свою присягу Царю.


Икона святого Иосифа, написанная в 1958 году протоиереем Павлом Нечаевым после явления ему священномученикаНаконец, в мае 1671 года, когда бунтовщики почувствовали, что слово бесстрашного святителя начинает находить отклик в сердцах астраханцев, они решили расправиться с митрополитом. Они потребовали от Владыки явиться к ним на круг. Святой Иосиф велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел к ним в полном облачении с Крестом в руках. Разбойники обвинили его в сношении с казаками, отложившимися от Разина, и московским правительством, что было ложью, насильно его разоблачили, после чего пытали Владыку на костре, а затем сбросили со ската крыши собора. Пытавшийся защитить святого Иосифа казак Мирон был убит на глазах еле живого святителя.


Разбойники не дали святому Иосифу даже помолиться перед смертью, и он умер со словами: “Господи, не помяни им греха сего”. Через час тело священномученика отдали плачущему духовенству города. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. Тело его в тот же день, 11 мая, было отпето и погребено внутри собора, в приделе святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.


К лику святых священномученик Иосиф был причислен на Поместном Соборе 1917 – 1918 годов, словно образец верности до смерти для сонма будущих новомучеников, в предвидении новых гонений на Церковь. Имя святого Иосифа внесено в церковный календарь, ему составлены служба и акафист. Первое чудо от мощей мученика за верность Царю и Отечеству произошло уже на следующий день после кончины святого, а впоследствии его могила в Астраханском соборе стала обильным источником исцелений.

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь!