Жизнь храма

Библиотека

Поможем вместе

Православные фильмы

Крещение Господне
Крещение Господне

Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа.

Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами
Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами

Cтарец Паисий, греческий монах, ныне святой, скончавшийся в конце ХХ века на Афоне. Другой монах - Христодул Агиорит - записал рассказы о нём. А мы написали сценарий православной комедии, в которой злу противостоят два монаха - старый и молодой.

Орда
Орда

Орда. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают "московского колдуна" митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Явление иконы Пресвятой БогородицыСегодня мы торжественно празднуем: явление во граде Казани иконы Пресвятой Богородицы в 1579 году и почитаем целый ряд списков с этой иконы: Вышенский, Петербургский, Вязниковский, Московский, Каплуновский, Казанский списки; Казанская Тамбовская; Пензенская; Высочиновская; Нижнеломовская; Песчанская; Шлиссельбургская; Тобольская; Ярославская; Чимеевская; и Казанская Витебская. Также прославляются иконы Богородицы Якобштадтская и «Благовещение» Устюжская.

И мы творим память: вмч. Прокопия, пострадавшего в самом начале IV века. Прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (XIII – начало XIV века). Прав. Прокопия Устьянского (XVII).Сщмчч. Александра Попова, Феодора Располова и Николая Брянцева, пресвитеров, убиенных в 1918 году.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня, конечно же, мы говорим о Казанской иконе Божией Матери. О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани в XVI веке известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни святителя Ермогена, первого митрополита Казанского, а впоследствии патриарха Московского и всея Руси, в бытность его священником казанской церкви святителя Николая Чудотворца при Гостином дворе. В Повести о явлении иконы сообщается так: 23 июня 1579 года Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у церкви святителя Николая Чудотворца, во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина.

Огонь перекинулся на кремлевские постройки: Спасо-Преображенский монастырь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал поношение христиан со стороны иноверцев. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца. Богородица повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей.

В один из дней икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала без сознания несколько часов. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Тогда она поведала о чудной иконе людям, те удивлялись, но тоже не верили ей, мать же взяла лопату и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине около метра она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки вишневого цвета (такой верхней одежды). Икона сияла, как только что написанная.

Явление иконы Пресвятой Богородицы

Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиепископу Казанскому и Свияжскому. Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. По благословению архиепископа будущий митрополит Ермоген (тогда еще священник) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца, где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший три года. Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита.

С обретенной иконы сразу же сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали список в Москву царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий монастырь для 40 сестер, выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего монастыря освятили в честь Богородицы «Одигитрии». Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Насельницей девичьего монастыря стала отроковица Матрона, получившая в постриге имя Мавра.

В монастыре от иконы продолжали совершаться чудеса. Только в Повести описано 16 чудес. Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного Одигитриевского храма каменный. Явленная Казанская икона была украшена царским казначеем золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом. Она была небольшого размера, где-то 25 на 22 сантиметра. Казанская икона отличалась от традиционных поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом.

К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная,– в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей в ночь на 29 июня 1904 года явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна.

Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.

Братья и сестры, мы должны понимать, что потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь!