Жизнь храма

Библиотека

Поможем вместе

Православные фильмы

Крещение Господне
Крещение Господне

Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа.

Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами
Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами

Cтарец Паисий, греческий монах, ныне святой, скончавшийся в конце ХХ века на Афоне. Другой монах - Христодул Агиорит - записал рассказы о нём. А мы написали сценарий православной комедии, в которой злу противостоят два монаха - старый и молодой.

Орда
Орда

Орда. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают "московского колдуна" митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.

Что мы знаем о смерти Иисуса Христа и его воскресении?

Очень трудно говорить что-то о днях перед Пасхой Христовой и воскресением Иисуса. Эти дни настолько емко вместили в себя весь смысл пришествия Христова, Его учения, Его благой вести (а именно так переводится слово «евангелие»), что порой кажется, что не имеет смысла дополнять и разъяснять сказанное учениками, друзьями Иисуса – теми, кто все это видел и пережил.

Может быть, именно поэтому накануне Великой пятницы – дня, когда Иисус Христос был распят и умер, - в храмах очень много звучит Евангелие.

Не комментарии, не нравоучения, а те самые слова, что оставили нам очевидцы, те слова, которые нашли апостолы, чтобы каждый мог максимально близко подойти к тайне распятия и воскресения Христа.

Пасха стала слишком уж обычной для нас. Из года в год весть о воскресении Христа воспринимается как обыденность, и за скобками остаются трагические и очень важные для христиан события. Быть может несколько самонадеянно, но я бы хотел предложить читателям краткое повествование, составленное словами очень близкими к словам евангелистов, во многом даже цитатами, но в то же время с некоторыми пояснениями. Пусть каждый желающий прочтет это и сам для себя решит, что же для него значат распятие и смерть Иисуса Христа.

К моменту описываемых ниже событий Иисус уже около трех с половиной лет проповедовал израильскому народу. За неделю до смерти Христос пришел в Иерусалим и был встречен толпами людей, уверенных в том, что он пророк, Божий посланник, Царь Иудейский, призванный облегчить тяжелую участь порабощенного Римом израильского народа. Арест, суд, распятие и смерть Иисуса происходили накануне и в самый день великого иудейского праздника - Пасхи, праздника в память о  спасении израильского народа из Египетского плена. С древних времен и само спасение израильтян и праздник считались пророческими, предвозвещающими спасение людей Богом через Божьего посланника - Мессию.

Арест Иисуса

Зная о всем, что должно произойти, поздно вечером накануне пятницы приходит Господь Иисус с учениками своими в сад небольшого селения именуемого Гефсимания. Это место знал и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками своими. Господь сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь, молитесь и вы, чтоб не впасть в искушение». Но по возвращении Он видит учеников спящими: «Вы спите и почиваете? Вот, пришел час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».

Иуда же, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит в сад с фонарями и светильниками и оружием. Он дал пришедшим с ним знак - кого поцелует, тот и есть. Подошедши к Иисусу и сказав: «Радуйся, Учитель!», - Иуда поцеловал Его. Иисус сказал пришедшим: «Кого ищете?» Ему ответили: «Иисуса Назорея». Он говорит: «Это я, как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Всякий день бывал я с вами в храме, уча открыто, и вы не поднимали на Меня рук и не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы». Все это было, да сбудутся Писания пророков.

Бывшие с Господом, видя, к чему идет дело, сказали Ему: «Господи! не ударить ли нам мечом?» И вот Петр, имевший меч, ударил им раба первосвященника и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Тогда Иисус сказал: «Оставьте, довольно!» И, прикоснувшись к уху раба, исцелил его. Петру же повелел: «Вложи меч твой в ножны; ибо все, взявшиеся за меч, мечом погибнут. Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, – и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (около 60-ти тысяч – здесь и далее прим. Ю.Б.)? Как же сбудутся пророчества в Писании, что так должно быть?». Тогда воины и служители Иудейские взяли Господа Иисуса и связали Его. Ученики же убежали.

Суд у первосвященника

Ведшие Господа отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть главного на тот год первосвященника Каиафы. Анна спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Господь отвечал ему: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где все Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Спроси слышавших, что Я говорил им, они знают, что Я говорил». Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так-то отвечаешь Ты первосвященнику?» Господь отвечал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

После этого Анна послал связанного Господа к первосвященнику Каиафе, где другие первосвященники и старейшины и весь синедрион (суд) искали лжесвидетельства, чтобы предать Иисуса смерти, и не находили.

Тогда Каиафа обратился к Нему с такою речью: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Мессия, Сын Бога Благословенного?». Иисус говорит ему: «Ты сказал – Я, и даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (одно из имен Бога) и грядущего на облаках небесных». Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: «Он богохульствует, теперь вы слышали богохульство Его! На что еще нам свидетелей?». Они же признали Его повинным смерти (по закону за богохульство полагалась смерть). Тогда некоторые начали плевать в лицо Ему и заушать Его, другие же били по щекам, а иные, закрывая Ему лицо, ударяли и говорили: «Прореки нам, Мессия, кто ударил Тебя?».

Между тем рабы и служители во дворе развели огонь, потому что было холодно. К ним подошел Петр. Его спросили: «Ты не из учеников ли Его?» Он отрекся. Один из рабов, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?». Петр опять отрекся. Туда же подошла одна из служанок и, увидев Петра и всмотревшись в него, сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином – Назарянином». Но он отрекся пред всеми, сказав: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». И запел петух. Немного спустя стоявшие там опять стали говорить Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Он же начал клясться и божиться, что не знает сего человека. Когда еще говорил он, запел петух во второй раз. Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух дважды, отречешься от Меня». И, вышедши вон, начал горько плакать.

Суд у Пилата

Поскольку Иудея в те годы была захвачена Римом и ею правил прокуратор (префект) Понтий Пилат, а именно в его власти было вынесение смертных приговоров, то именно к нему и отправили Иисуса рано утром в пятницу.

Пилат спросил тех, кто привел к Нему Иисуса: «В чем обвиняете вы этого человека?». Ему ответили: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». Пилат сказал: «Возьмите Его и по закону вашему судите». Иудеи возразили: «Нам не позволено предавать смерти никого. Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Мессией Царем», - так обвинители старались подвести обвинение под римские законы, где преступления против Кесаря карались смертью.

Пилат призвал Иисуса и спросил: «Ты Царь Иудейский? Твой народ и первосвященники предали Тебя Мне. Что Ты сделал?». Иисус отвечал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои боролись бы за Меня, чтобы Я не был предан; но Царство Мое не отсюда». Пилат сказал Ему: «Итак, Ты - Царь?». Отвечая ему, Иисус сказал: «Ты правду говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает голоса Моего».

Пилат скептически заметив, «что есть истина?», вышел к первосвященникам и народу и сказал: «Вы привели Его ко мне, как развращающего народ. И вот, я при вас исследовал и не нашел человека этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Итак, наказав Его, отпущу». А ради праздника Пасхи (в память о спасении израильского народа из египетского плена) и нужно было отпустить одного узника, о котором просил народ. Пилат хотел обратить это в пользу Невинного, ибо знал, что первосвященники предали Иисуса из зависти. Но весь собравшийся народ закричал: «Нет, отпусти не Его, но Варавву». Варавва же был разбойник и убийца. Пилат снова спросил их, кого из двух хотят отпустить - Варавву или Иисуса, называемого Мессией? Они опять закричали: «Варавву».

Пилат спросил: «Что же мне сделать с Иисусом? Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нахожу в Нем, наказав Его, отпущу». Они все закричали: «Да будет распят! Распни Его! Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; нет у нас царя, кроме кесаря; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». И превозмог крик народа и первосвященников. Видя, что ничто не помогает, но волнение увеличивается, он взял воды и, умыв руки пред народом, сказал: «Неповинен я в крови Праведника Сего; смотрите сами». Весь народ, отвечая ему, сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда наконец Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву и предал Иисуса на распятие. 

Распятие

Воины Пилата, взяв Иисуса, отвели во двор и собрали весь полк. Раздев Его, они надели на Него багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили Ему на голову. Дали Ему в правую руку трость, и, становясь пред Ним на колени, кланялись Ему, насмехаясь: «Радуйся, Царь Иудейский!». После чего били Его по щекам, и плевали на Него, и, взявши трость, били по голове. Закончив издевательства, одели Иисуса в собственные одежды и повели за город на распятие. Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

Когда пришли на так называемое Лобное место (по-еврейски Голгофа), дали Ему пить кислое вино со смирною (это был горький напиток притупляющий чувства, чтобы хоть отчасти уменьшить ужасные мучения на кресте). Но Иисус его не принял. После этого Господа распяли. Был третий час от восхода солнца.

С Иисусом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. И сбылось слово Писания, сказанное пророком Исаией: «И к злодеям причтен». И была над Ним надпись, которую приказал сделать Пилат: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский». Воины, распявшие Господа, взяли одежды Его и кинули жребий о них, кому что взять. Да сбудется сказанное в Писании в псалме Давида: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Пред крестом стоял народ и смотрел. Проходившие злословили Его, качая головами своими: «Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста». Насмехались и  первосвященники и старейшины и фарисеи: «Других спасал, а Себя не может спасти! Пусть спасет Себя Самого, если Он Мессия, избранник Божий». Видя все это и слыша, Господь Иисус сказал: «Отче! прости им; ибо они не знают, что делают».

При Кресте стояли Матерь Иисуса и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Один из разбойников, распятых с Господом, поносил Его и злословил, говоря: «Спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!». И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь ты со Мною в раю».

Смерть

Около шестого часа от восхода солнца сделалась тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого, и померкло солнце. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Ламма савахфани?». Что значит: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» И сказал: «Свершилось! Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, испустил дух.

Завеса в иерусалимском храме (отделявшая особое священное место «святое святых», куда мог только раз в год входить первосвященник) разодралась надвое, сверху донизу (ознаменовав этим, что нет больше преград между Богом и человеком). Земля потряслась; и некоторые гробы (пещерки, где погребали усопших) отверзлись; и многие усопшие святые воскресли и, вышедши из гробов, вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник, стоявший напротив Иисуса, прославил Бога, говоря, что истинно человек этот был Праведник, был Сын Божий. Так же и воины. Весь народ, сошедшийся на зрелище, видя происходившее бил себя в грудь.

Поскольку была пятница, то Иудеи, чтобы не оставить тел на кресте в праздник и в субботу (день покоя) просили Пилата перебить у распятых голени (при этом распятые провисают на руках и мучительно задыхаются) и снять их. Пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, увидели, что Он уже умер, и не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. Это произошло, да сбудутся пророчества: «Кость Его да не сокрушится. Воззрят на Того, Которого пронзили».

После, как уже настал вечер пятницы (по иудейской традиции уже начиналась суббота – день покоя) человек богатый и знатный некто именем Иосиф из Аримафеи (иудейского города), человек добрый и правдивый, пришедши к Пилату, возымел дерзновение войти к нему и просил разрешения снять тело Иисусово. Пилат удивившись, что Он уже умер, приказал отдать тело. Иосиф пошел и, купив плащаницу (полотно), снял тело Иисусово.

К нему пришел некто Никодим и принес состав из смирны и алоя (специальная ароматическая смесь для погребального ритуала). Они взяли тело Иисуса, обвили его чистою плащаницею и пеленами пропитанными благовониями. Рядом с местом распятия был сад, и в саду новый гроб (пещерка), высеченный Иосифом в каменной скале, в котором еще никто не был положен. Там они положили Господа Иисуса и, привалив камень, удалились. Наступала суббота.

Можно ли поверить в воскресение Христа?

Когда я перечитываю евангельское повествование о жизни, учении, аресте, распятии и смерти Иисуса Христа, я понимаю, что понять, принять и тем более поверить в воскресение Иисуса Христа очень непросто. Вера в воскресение – это тайна такого же порядка, как и любовь. Сколько книг повествуют нам о самых правдоподобных историях любви, однако они так и остаются книгами, сторонними повествованиями, пока человек сам не полюбит, сам свою жизнь не принесет в дар любимому или любимой.

Судите сами. Ученики Иисуса Христа оставили нам письменные свидетельства об Учителе, где среди прочего очень ярко, детально описали последние дни Его жизни. Из этих повествований видно, что распятие и смерть Иисуса были абсолютно неожиданны. Да, время от времени Учитель говорил им (а они говорят читателям) о том, что Его беззаконно осудят и убьют, что Он трагически погибнет. Иисус говорил, что это не конец, что за скорбью последует радость, что Он победит смерть и вновь будет с учениками. Но, - и это всем нам понятно, - за чредой дел, забот, каких-то встреч или происшествий, даже за чредой повествований в Евангелии актуальность слов о смерти как-то растворяется. Память не теряет эти слова, разум их не отвергает, но трудно, очень трудно их связать с тем, что происходит здесь и сейчас. 

 Я думаю, что-то похожее бывает и в нашем опыте, опыте тех, кто терял своих близких медленно угасающих от болезни или от старости. Как бы ни был близок момент смерти, кончина человека неожиданна и очень трагична. Вероятно, именно поэтому суббота перед Пасхой Христовой, а ее именуют великой Субботой – это день о котором очевидцы ничего не говорят, они переполнены скорбью, вернее сказать, что они опустошены. Этого дня для них, как бы не было. Иисус Христос был не только их Учителем и Другом. Они вместе с ним стали единой семьей. Ради Иисуса ученики оставили все, так же, как вступая в брак жених и невеста, охваченные своей любовью, оставляют все ради единения друг с другом. Можно сказать, что через распятие ученики потеряли саму свою жизнь, потеряли в том смысле, что осталось существование без смысла и радости. Апостол Павел, правда в другом контексте, называет Крест христов глупостью и нелепостью. И это очень точные слова, слова отражающие не только отношение каких-то противников или циников, но слова отражающие опыт тех, кто, встретив чью-то смерть, не смог или не успел сделать следующего шага и не встретился лицом к лицу с воскресением.

Все дело в том, что дальше в общем-то ничего и не может быть, кроме личной встречи с воскресшим Христом, кроме веры, кроме доверия тем, кто нам оставил свои (именно свои) свидетельства о воскресении Христа и о Христе воскресшем. Примером такого свидетельства для меня и являются слова апостола Павла.

Об апостоле Павле

Об апостоле ПавлеЯ хочу обратиться к примеру апостола Павла. Ему довелось половину своей жизни свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа распятого и воскресшего. Как он это делал мы видим из дошедших до нас писем, адресованных в разные христианские общины Римской Империи.

Свидетельство и вера апостола Павла ценны тем, что он был евреем из евреев, человеком очень образованным, умным, учеником выдающихся в те времена иудейских наставников, человеком очень ревностно относящимся к своей вере, к Священному Писанию (тому, что мы сейчас именуем Ветхим заветом), к преданиям своего народа. Вероятно еще при жизни Христа, он много слышал об этом новом Пророке (как Его тогда называли) и в итоге, сопоставив все, он отверг Христа и стал одним из ревностных гонителей. Для нас важно, что неверие Павла не могло быть недоразумением или невежеством, оно было максимально ответственно и серьезно.

Вопреки всему на свете, по собственному свидетельству, апостол встретился лицом к лицу с Воскресшим Христом. Это произошло на пути в Дамаск, где Павел собирался искать и сажать в тюрьму христиан. Эта встреча придала абсолютное значение и ценность всему тому, что он прежде отвергал. Павел впоследствии был убежден, что встретив Воскресшего Христа, он познал с глубочайшей уверенностью, что именно Иисус, тот кого распяли и есть Мессия, Спаситель мира. И это потому что Христос предстал перед ним живой после смерти. Только через Воскресение Павел и многие другие смогли принять верой все Евангелие и другого пути не существует.

Свидетельством апостола Павла я и хотел бы закончить эту заметку. Я выбрал несколько отрывков из послания к христианской общине в Коринфе. Этот богатый цветущий город был столицей провинции Ахаия (примерно половина нынешней Греции) и занимал уникальное географическое положение, делающее его по сути портом двух морей Эгейского и Ионического. Во времена апостола Павла Коринф был населен не только римскими колонистами, но и греками, евреями и другими восточными народами. Население города отличалось множеством мировоззрений и религиозных практик: храмы греческих, римских божеств, восточные культы, мистерии, иудейские синагоги - всё это тесно сосуществовало. Вошло в поговорку безобразное поведение коринфян. Глагол «коринфовать» в свое время был синонимом развратного поведения.

Свидетельство апостола Павла

Бог пожелал спасти верующих «глупостью» Вести. Потому что в то время как иудеи требуют в доказательство чудес, а эллины (общее название для всех язычников) ищут мудрости, мы возвещаем Христа распятого на кресте! Для иудеев - это камень преткновения, соблазн. Для язычников – глупость. А для уверовавших - и иудеев, и эллинов, - это Спаситель, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость. Потому что Божья «глупость» мудрее людей, и Божья «слабость» сильнее людей! Вы только посмотрите на себя, братья, какими вы были, когда вас призвал Бог. Много ли было среди вас тех, кого бы сочли мудрыми, много ли было влиятельных, много ли родовитых? Но чтобы посрамить мудрых, Бог избрал то, что в мире считается глупым; чтобы посрамить сильное — то, что в мире считается слабым. И избрал безродное и ничтожное, так сказать, ничто, чтобы обратить в ничто то, что для мира что-то значит. Ведь это Бог соединил вас с Христом Иисусом, которого Он сделал для нас мудростью! Благодаря Ему мы оправданы Богом, посвящены Богу, выкуплены на свободу.

Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую я вам возвестил, а вы ее приняли и твердо на этом стоите. Итак: Христос умер за наши грехи — согласно Писаниям; Он был похоронен, на третий день воскрешен; явился Петру, потом двенадцати, потом явился более чем пятистам братьям одновременно, - из них некоторые уже умерли, но большинство живы до сих пор, - потом явился Иакову, потом всем апостолам и самому последнему явился мне, жалкому недоноску! Я ведь из всех апостолов самый малый, я недостоин зваться апостолом, потому что преследовал Церковь Бога.

Если Христос не воскрес, нам нечего проповедовать и не во что верить. Более того, мы оказываемся лжесвидетелями, которые свидетельствуют против Бога, заявляя, что Он воскресил Христа. Ведь если Христос не воскрес, вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас. Значит, и те, кто умер с верой во Христа, навсегда погибли. И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни, мы самые жалкие люди на свете. Но Христос действительно встал из мертвых — первым из умерших.

Я каждый день встречаюсь со смертью. И будь мои мотивы чисто человеческие, с какой стати я стал бы бороться со зверями в Эфесе (апостол был арестован в этом городе и боролся со зверями на арене)? Какая мне от этого польза? Если мертвые не воскресают, то «будем есть и пить, ведь завтра мы умрем!». 

Автор - Юрий Белановский

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь!